Ремонт под списание

О том, что комиссия определила предпосылки пожара на бомбардировщике Ту-95МС (бортовой номер 21), «Ъ» поведал высокопоставленный источник в военном ведомстве. Спецы, участвовавшие в расследовании, фактически сходу локализовали место возгорания - пожар начался с 204-й распределительной панели системы электроснабжения 4-ого отсека самолета. Но для того, чтоб найти более вероятную причину, им пришлось ожидать результатов исследования снятых с самолета агрегатов. Исследовав их, спецы узнали, что возгорание вышло из-за повреждения изоляции силовых проводов.

Рассматривалось несколько версий происшествия. Одна из первых, к примеру, касалась нештатного включения в параллельную работу бортовых генераторов переменного тока, что косвенно свидетельствовало о эксплуатационных повреждениях электрооборудования со значимой наработкой без ремонта. Но она, как и подразумевал «Ъ», оказалась несостоятельной: за два месяца до пожара самолет прошел плановый ремонт в ТАНТК имени Бериева и успел налетать только 24 часа (см. «Ъ» от 6 апреля 2013 года).

«Причина инцидента связана с человечьим фактором,- говорит источник 'Ъ' в комиссии.- При прохождении планового ремонта на таганрогском предприятии спец, выполнявший электромонтажные работы, не до конца затянул силовую клемму, что привело к недлинному замыканию в панели и появлению массивного источника тепла». За пару минут «мощный источник тепла» перевоплотился в открытый огонь, уничтожил рабочие места штурмана, бортрадиста и бортинженера, прожег насквозь обшивку в правой части фюзеляжа и привел в негодность наиболее сотки частей конструкции самолета, подведя Ту-95МС под фактическое списание. Капитальный ремонт бомбардировщика с бортовым номером 21 (опосля которого он и зажегся) обошелся военным приблизительно в 315 млн руб. Не считая того, ВВС РФ пришлось самим в экстренном порядке проводить мотивированной осмотр всего работающего парка самолетов данного типа, проверяя целостность изоляции и затяжку клемм в распределительных панелях Ту-95МС.

Напомним, что инцидент случился на рязанском аэродроме Дягилево 26 февраля 2013 года. В момент подготовки бомбардировщика к взлету в четвертом отсеке самолета было зафиксировано задымление, быстро переросшее в пожар. В подготовительном отчете комиссии инцидент в Дягилево, по данным «Ъ», квалифицируется как «сложный», а повреждения самолета - как «значительные».

Происшествие не обойдется без последствий для управления ТАНТК имени Бериева: по словам источников «Ъ» в авиапромышленности, собственной должности может лишиться глава компании Виктор Кобзев. «История со спаленным бомбардировщиком лишь подчеркивает необходимость перестройки работы на всем предприятии,- говорит один из собеседников 'Ъ'.- Этот вопросец будет поднят опосля того, как комиссия подведет итоги расследования, а все нужные документы будут предоставлены управлению Объединенной авиастроительной корпорации».

Ситуация осложняется к тому же тем, что сейчас работающая муниципальная программа вооружений до 2020 года не предугадывает поставок в ВВС новейших бомбардировщиков в принципе: средства заложены лишь на разработку проекта многообещающего комплекса дальней авиации. Имеющийся же на данный момент парк Ту-95МС насчитывает 55 самолетов, почти все из которых находятся или в ремонте, или в его ожидании. Вообщем, в ноябре 2013 года на совещании у президента Владимира Путина глава Объединенной авиастроительной компании Миша Погосян заявил о решении форсировать деятельность по созданию новейшего стратегического носителя, пообещав начать полномасштабные опытно-конструкторские работы над ним уже в этом году.

Сергей Ъ-Горяшко