Понятие «автоматический стабилизатор» охарактеризовывает в экономике способность страны приспособиться к условиям экономического кризиса либо подъема.
Крайний отчет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сопоставляющий предыдущий и следующий по отношению к кризису периоды экономического развития, свидетельствует о очень приметной индивидуальности - в тех странах, где т.н. автоматические стабилизаторы были наиболее значительны, защищенность семей с более низкими доходами была выше.
Но в Эстонии стабилизаторы относительно слабенькие, и они не смогли ни особо ограничить стремительный экономический рост, ни смягчить кризис. Ежели обитатель Эстонии теряет работу, то правительство никак не уравновешивает его доходы, а дозволяет ему опуститься на уровень ниже.
Ну и пособия по безработице у нас тоже кратковременны, в то время, как в остальных странах в период экономического спада людям выплачивались компенсации еще подольше, чем в обыденное время.
Стабилизаторы не сработали
Аналитик в сфере трудовой и социальной политики центра политических исследований Praxis Андрес Вырк отмечает, что в прежних отчетах подчеркивалось, что за период крайнего экономического цикла Эстония достаточно не достаточно использовала автоматический стабилизатор.
«В период бума социальные субсидии росли, хотя уровень трудовой занятости был высок, а когда безработица достигла собственной наивысшей точки, номинально наши пособия и совсем снизились», - комментирует Вырк.
По словам Вырка, в период кризиса спад был неизбежен, так как в 2008 году пособия выросли по сопоставлению с прежним уровнем на одну четверть: «Тем самым в период кризиса пособия пришлось снижать, но конкретно это и свидетельствует о том, что в Эстонии автоматические стабилизаторы не сработали».
Согласно оценке ОЭСР, неравенство по части доходов и соц расслоение могут усугубляться, ежели правительства не начинают в срочном порядке оказывать поддержку самой уязвимой части общества, и в текущее время экономический кризис уже перевоплотился в соц кризис. По словам Вырка, на данный момент Эстония смотрится на фоне средних государств ОЭСР относительно хорошо - большая часть характеристик Эстонии лучше, чем в среднем по ОЭСР.
И все таки есть отдельные характеристики, по которым Эстония выделяется в нехорошем плане. Из доклада ОЭСР следует, что в критериях кризиса у нас больше, чем в среднем масштабе, вырос показатель эмиграции из страны населения трудоспособного возраста, а в относительном измерении наиболее существенно сократились доходы беднейшей части населения.
При всем этом риск бедности посреди молодежи повысился больше, чем в средних пределах, относительно высоко и количество таковых работников, которые получает небольшую зарплату.
Отсутствие трудовых заработков в период экономического кризиса сказалось на совокупном доходе домохозяйств и в большей мере стукнуло по домохозяйствам с более низким доходом.
В собственном ответе Министерство соц дел заявило, что таковая тенденция характерна для государств, в каких экономический спад проявился более остро. Не считая того, министерство уделяет свое внимание на то, что в отчете был отмечен рост расходов на социальную защиту в период экономического кризиса в Эстонии.
Сопоставление сделали не в самый успешный момент
Согласно данным отчета, по части роста расходов на социальную защиту Эстония вообщем занимает 1-ое место.
«Это снова же обосновано тем, что в 2007 году, когда проводился сравнительный анализ, все наши расходы в сфере политики трудовой занятости были чрезвычайно и чрезвычайно низкими», - заявил аналитик Praxis Андрес Вырк, по словам которого, постоянно нужно принимать во внимание, какова база для проведения сравнительного анализа.
Вырк отмечает, что по неким показателям, к примеру, касающимся рынка труда, Эстония стает в таком черном свете поэтому, что пик экономического подъема является не самым наилучшим моментом для сопоставления, и это может сделать еще наиболее удручающую картину, чем есть по сути.
«Эстония все-же одна из более преуспевающих государств ОЭСР, и у нас относительно не много людей трудоспособного возраста, у каких вообщем нет трудовых доходов», - говорит он в заключении.
Министерство соц дел отмечает, что так как отчет сконцентрирован на периоде экономического кризиса или в нем сопоставляется период кризиса с предшествовавшим спаду моментом, он никак не отражает настоящее положение дел.
Совместно с тем, по мнению министерства, в отчете есть некорректности в интерпретациях законов и обусловленных ими взаимосвязях.