В пятницу, 28 марта, в Воронежском центре современного искусства прошла творческая встреча с куратором из Германии Кристиной Семёновой. Кристина закончила институт в Воронеже, но крайние пару лет она живет в Лейпциге и работает в большом арт-центре Spinnerei, где курирует резиденцию живописцев LIA Leipzig International Art Programme. (Резиденция живописцев - это организация, которая дает художникам возможность развиваться творчески, работать и сотрудничать с иными живописцами, писателями, музыкантами. Обычно, резиденции предоставляют живописцами место для проживания и мастерские, организуют проекты и итоговые выставки).
На встрече в ВЦСИ Кристина поведала о профессии куратора, о том, как устроена расположенная в здании старенькой хлопковой фабрики резиденция в Лейпциге и о собственных больших проектах, изготовленных вместе с живописцами из различных государств - раз в год в Spinnerei работают 25-30 творческих деятелей со всего света.
- Меня интересуют выставки живописцев различных национальностей и культур и выставки, которые проходят не в традиционном «белом кубе», а в каких-либо остальных местах, - поделилась Кристина.
Одним из таковых проектов стала организованная Кристиной выставка Space Lab, в какой участвовали в том числе и несколько живописцев из Воронежа.
- Я отталкивалась от книжки Брайана o'Догерти Inside The White Cube - в ней рассказывается о парадоксе модернизма, когда искусство было самоценно и никак не соединено с тем, что происходит вокруг выставки. Отталкиваясь от данной нам мысли, я выдумала выставку Space Lab: мне было любопытно сделать выставку без границ, где напротив не было бы понятно, где начинается место экспозиции и где оно заканчивается.
На примере данной экспозиции Кристина поведала, как строится работа куратора и его взаимодействие с живописцами, как поэтапно рождается кооперативный выставочный проект.
- На местности хлопковой фабрики было много различных пространств - дома, подвалы, технические помещения - они все не закрыты, но туда просто не пойдешь. И мне захотелось осмыслить эти места, сделать что-то связанное со специфичностью этого места либо вписать работу в это место. Я собрала различные карты местности, начиная со 2-ой мировой: все они время изменялись, и мне было чрезвычайно любопытно за сиим следить: допустим, поначалу здесь была кухня, позже она переместилась в другое помещение. У меня было штук 10 набросков, я прогуливалась и осматривала места, которые могли бы стать выставочным местом, все их отфотографировала. Оказалось, это трудно: необходимо учитывать много различных мелочей, на 1-ый взор незначимых: есть ли в помещении розетка, можно показать видео, кому принадлежит эта территория. Но в итоге набралось много мест, больше чем живописцев, пошло какое-то осмысление. К каждому месту у нас прилагались исторические тексты, мы смотрели, что происходило в этих местах ранее. К примеру, Иван Горшков сделал «райский сад» меж 2-мя зданиями, где постоянно было такое место сбора работников фабрики. Свои проекты сделали Илья Долгов и Николай Алексеев, Кирилл Гаршин. Художница Лоренца Диас, которая в прошедшем году участвовала в выставке в Воронеже, написала свою работу на стенке старенькой кухни: когда-то на ней собирались женщины-рабочие, сейчас женщины-художники. В общем, в основном живописцы пробовали как-то отыскать диалог с сиим местом.
При всем этом, как поведала Кристина, она старается поддерживать дела с живописцами, участвующими в ее проектах («Я желаю продолжать работать с живописцами, а не попросту сделать проект и запамятовать: проект - это выражение, должны быть общие идеи, что огласить и как сказать»). Конкретно потому опосля удачной совместной работы с германскими живописцами в Воронеже и воронежскими в Лейпциге у нее появилась мысль сделать международную резиденцию живописцев в Воронеже.
- Тут в Воронеже у нас есть партнеры, есть много не плохих кураторов. В прошедшем году на проекте Revisiting The Space у нас было семь человек из Швейцарии и Германии, и они до этого времени молвят мне, как желают сюда возвратиться. Я считаю, это красивая вещь, которая могла бы случиться тут, к Воронежу уже есть большой энтузиазм со стороны западноевропейских живописцев. Для начала можно было бы хотя бы устроить так, чтоб в летнюю пору приезжали 2-4 художника и здесь жили.
Как поведала Кристина, на данный момент в Германии она трудится над созданием центра российского современного искусства и в нем будет место, где могли бы временами жить и работать резиденты из России. («Мне бы хотелось чтоб кто-то был тут и кто-то там, делать некий культурный обмен»).
- ВЦСИ поддерживают мою инициативу, они готовы предоставить для такового обмена выставочное место и инфраструктуру: кураторов, информационное обеспечение - осталось отыскать мастерскую и незначительно средств на проживание, - сказала Кристина. - В таком центре могли бы находиться и и зрительное искусство, и литература, и кино, и фото.